Мы используем куки-файлы. Соглашение об использовании
ВторичнаяПрофессионалам

«Как мы провели сделку в условиях самоизоляции»

Наталья Козлова, эксперт по недвижимости13 апреля 2020 9 771
2020-05-11T13:09:41.700000+00:00
«Как мы провели сделку в условиях самоизоляции»
Вспышка справа, вспышка слева — примерно так следует охарактеризовать попытки заключить сделки с недвижимостью в течение последних двух недель. Риэлторы сравнивают это с передвижением по минному полю: куда ни сунешься — везде ждет мина или засада. Тех, кому удалось пройти этот квест с начала карантина, но до запрета на операции с недвижимостью, действительно можно считать везунчиками.

Кризис подкрался незаметно

Если есть шанс отложить проведение операции с квартирой, то лучше им воспользоваться — отложить или даже не начинать решение квартирного вопроса. Куда сложнее, если уже была проделана большая работа для подписания договора купли-продажи: собраны все справки, пройдены все проверки, одобрена ипотека. И тут — бац, вторая смена: в стране объявлен режим повышенной готовности, который запрещает личные встречи и передвижения. Но во время всеобщей самоизоляции у риэлторов, а значит, и у их клиентов, остаются нерешенные задачи.

Следуя указаниям, часть банков отказалась от проведения сделок с 30 марта — это была первая мина. У многих клиентов сорвались сроки — они перешли в режим ожидания. После недельной паузы банки снова стали проводить сделки, хотя некоторые и не останавливались. Но эта хорошая новость была омрачена тем, что некоторые из них повысили ставку по ипотеке, причем за день до самой сделки, как это сделали, например, в Росбанке.

При этом менеджеры до последнего уверяли, что для клиентов, у которых подобранные квартиры находятся на одобрении банка, ставка повышаться не будет.

Предложение действовало до конца марта, а в конце марта подвернулась та самая первая мина. И несмотря на то что это были обстоятельства непреодолимой силы, а клиент не просил о переносе сделки, назначенной предварительно на 31 марта, банк все же повысил ему ставку на 1%. Как объяснила менеджер, кто не успел до 27 марта, тот опоздал: се ля ви. Кризис подкрался незаметно.

Второй миной оказались закрытые МФЦ — они перестали принимать документы даже по записи! Да, они оказывают какую-то часть услуг онлайн, но прием документов для регистрации перехода права собственности к ним не относится. И если банки удалось «разминировать», то многофункциональные центры так и остались недееспособными.

Без бумажки ты тоже человек

Но вернемся к сделкам. Провести взаиморасчеты и подписать договор купли-продажи — лишь полдела. Дальше нужно подать документы на регистрацию перехода права собственности. А как это сделать в условиях изоляции, когда ни МФЦ, ни Росреестр не ведут личный прием? Тут риэлтор задействует все ресурсы по поиску обходных путей вокруг этой мины. Регистраторы, которых привлекают в сложных ситуациях, тоже в растерянности.

Пожалуй, единственный выход — электронная регистрация, услуги по которой, как выяснилось, оказывают и сами банки (а не только один, как многие думали), что очень удобно. Пришел в банк, положил деньги, подписал договор купли-продажи, тут же отправил все документы на регистрацию и сиди дальше дома, самоизолируйся.

Кстати, даже если банк не оказывает такую услугу, ее удастся провести и без банка — через сайт Росреестра. Вот тут мы подобрались к самой большой мине, заложенной на рынке недвижимости.

Если в Москве вопросы регистрации успели отрегулировать, то Подмосковье осталось в глубоком подполье. Оно отправилось туда еще в августе прошлого года — именно тогда начались сбои в электронной системе.

Нотариусы долго не получали ответы на запросы, из-за этого сделки переносились, иногда по несколько раз, а задержки регистрации права собственности и получения готовых документов доходили до месяца и более. Никаким жалобам и письмам президенту не удалось реанимировать эту систему. Хотя Росреестр и рапортует о том, что все налажено, сбои продолжаются. Если осенью человеческий фактор победил несовершенную электронику — с участием регистраторов процесс пошел, то теперь «человеческий фактор» находится в изоляции.

И вот сидим мы с клиентом в банке, заказываем услугу электронной регистрации, а нам честно сообщают, что точные сроки, когда произойдет регистрация перехода права, никто не назовет. В лучшем случае — как положено, в течение трех дней, скорее всего — менее месяца, а в худшем случае придется ждать больше месяца. Вот так работает «электронная» Россия — впрочем, как и обычная.

Сейчас даже тем, кто успел сдать документы до карантина, не удается их получить. В ход идут «танцы с бубнами» и прочие ритуалы по выманиванию документов из регпалат. С электронной регистрацией этот момент тоже не исчезает, хотя сохраняется контроль за продвижением хода регистрации.

Где тонко, там и рвется

Нынешняя сложная ситуация продемонстрировала и обострила все несовершенства систем и механизмов, которые превратились в мины, на которых есть риск подорваться в любой момент. Хочется надеяться, что это послужит поводом для проработки и ликвидации недостатков без откладывания их в долгий ящик.

Участники рынка недвижимости очень хорошо помнят, как из-за сбоев Росреестра скопилось огромное количество незарегистрированных сделок, которые потом распределяли для регистрации по всей России. Но тогда под удар попали как раз те, кто сдавал документы самостоятельно через МФЦ, а теперь и МФЦ их не принимает. Зато риэлторы помогают проводить сделки даже в условиях повышенной готовности, находя возможные пути.

Удачных нам сделок!

Подписывайтесь на наш канал в Telegram

#Росреестр
Росреестр
Сейчас обсуждают
Аноним
28 марта 2024
редакцияeditorial@cian.ru