Мы используем куки-файлы. Соглашение об использовании
Город

Старый новый город: что такое новый урбанизм и есть ли он в России?

Владимир Давыденко15 июля 2020 6 480
2021-04-27T15:03:29.280000+00:00
Старый новый город: что такое новый урбанизм и есть ли он в России?
Как концепция средневекового города обрела вторую жизнь и тысячи поклонников в конце XX века

Хотели бы вы жить в городе, где от дома до работы, магазина или парка — лишь несколько минут ходьбы, где соседи не отворачиваются друг от друга при встрече, где велосипедов больше, чем машин, а все вокруг утопает в зелени? Если да, то концепция нового урбанизма наверняка придется вам по душе. Возникнув в начале 80-х в США, эта градостроительная философия вскоре нашла сторонников по всему миру. Главным ее идеям и опыту их реализации в России и других странах посвящен наш материал.   

Вперед в прошлое: истоки нового урбанизма 

Более-менее массово идеи нового урбанизма начали внедряться в практику городского планирования на рубеже 70-х и 80-х годов XX века. Однако истоки его следует искать как минимум на столетие раньше (например в концепции города-сада английского социолога Эбенизера Говарда). 

В известной ныне форме основные положения этой градостроительной теории сформулировали американские архитекторы Андрес Дуэни, Элизабет Платер-Зиберк и Питер Карлтроп. Их идеи звучат как своеобразный протест против того пути, по которому цивилизацию ведет развитие крупных индустриальных городов. 

Ко второй половине XX столетия мегаполисы превратились в огромные промышленно-деловые центры, жизнь в которых вращалась вокруг производства продукции и получения прибыли. 

В этой системе координат благополучие человека было уже далеко не главной заботой. Люди оказались всего лишь винтиками большой капиталистической машины. Это они существовали для города, а не город для них.  

Разумеется, все это отразилось и на «анатомии» современных городов с их четким разделением на жилые, деловые, промышленные, развлекательные зоны. Путь из одной в другую зачастую отнимает у горожан много времени, которое они проводят в общественном транспорте или собственных автомобилях. Массовое распространение машин в свою очередь влечет за собой новые проблемы: ежедневные пробки, разбитые дороги, нехватку парковок.  

Прибрежный район Сисайд во Флориде — одно из первых американских сообществ, созданных на основе принципов нового урбанизма еще в 1980-х

Адепты нового урбанизма в корне не согласны с таким положением дел.   Суть их концепции в том, чтобы города вновь встали на службу своим жителям. В их понимании город — это не производственная система, а катализатор социальных отношений, горизонтальных связей между жителями.   

И это тоже неизбежно отражается на планировке. В ново-убранистическом городе люди должны меньше ездить, больше ходить и жить в единении с природой. Для этого все объекты инфраструктуры должны находится в пределах 10 минут ходьбы. Добиться этого, сохраняя привычное зонирование, невозможно. А значит, все вышеперечисленное нужно смешать в границах небольших жилых районов. 

Чтобы донести свою концепцию до широкой аудитории создатели нового урбанизма кратко сформулировали его основные постулаты:

  • 10-минутная пешеходная доступность всей необходимой для жизни инфраструктуры (школы, магазины, бизнес-центры, заправки, культурные и досуговые заведения и так далее);    
  • развитая сеть велодорожек и экологичного общественного транспорта; 
  • акцент на подземные парковки и стоянки на заднем дворе дома; 
  • застройка с ярко выраженным центром (парком, площадью, улицей), где будут собираться местные жители и пересекаться транспортные потоки; 
  • разнообразие жилой застройки, чтобы каждый мог найти формат по душе и карману; 
  • улицы должны быть связаны в единую городскую сеть, чтобы автомобильный, пешеходный и велосипедный трафик распределялся равномерно; 
  • богатое озеленение всех районов, чтобы жители чувствовали себя максимально комфортно;   
  • соразмерность застройки человеческому телу: преобладание мало- и среднеэтажных зданий над высотками. 

Ответ на вопрос, какие города максимально соответствуют этим урбанистическим принципам, может удивить некоторых наших читателей. Ближе всего к образу идеального города будущего по версии новых урбанистов окажутся … города доиндустриальной эпохи! Выходит, большую часть своей истории человечество, само того не зная, строило поселения в духе этой теории. Так что все новое — это действительно хорошо забытое старое. 

Жилой район Якриборг на юго-западе Швеции также построен по всем канонам нового урбанизма, а вдобавок стилизован под средневековый прибалтийский город

В определенной мере принципы, лежавшие в основе средневековых городов, сохранялись в западной урбанистике вплоть до Второй Мировой войны, однако после этого в общественном сознании возобладала концепция модернизма с его городами-гигантами. Новый урбанизм призывает воскресить идеи, которые вернут городскую среду людям, сделав ее более дружелюбной.

Дружба с соседями и война с пригородом: что еще предлагает новый урбанизм  

Еще один важный постулат нового урбанизма, благодаря которому эту систему взглядов по праву можно назвать философией — это отношения между людьми в идеальном городе. Не секрет, что жилые микрорайоны современных мегаполисов трудно назвать социальными общностями. Горизонтальные связи там обычно разорваны: мы можем годами жить бок о бок с соседями, даже не зная, как их зовут.Участия в решении общих проблем территории большинство из нас тоже не принимает. Во многом причиной тому само устройство современных городов, обитатели которых проводят очень мало времени в том месте, где живут.

На работу мы ездим в один район, развлекаемся в другом, а домой приезжаем только чтобы поужинать и лечь спать. Но что, если все социальные потребности сможет закрыть одна и та же территория?

В таком случае у населяющих ее людей окажется гораздо больше точек соприкосновения. Если вы редко покидаете родной район, вы волей-неволей втягиваетесь в его жизнь. По дороге на работу, в магазин, а также в общественных пространствах вы постоянно встречаете одних и тех же людей. У многих из них, оказывается, такие же увлечения и проблемы, что и у вас, а это, как известно, сближает.  Пример тому — женщины в декретном отпуске, которые очень быстро знакомятся друг с другом во время прогулок с колясками и нередко создают сообщества в соцсетях. 

В общем, уровень социального взаимодействия в построенных по принципам нового урбанизма кварталах буквально обречен быть более высоким, чем в обычном спальном районе. Приятный бонус к этому — высокая безопасность, ведь любой чужак в такой атмосфере оказывается объектом пристального внимания.  

А вот с чем приверженцы этой концепции не хотят мириться, так это с субурбанизацией — постепенным «расползанием» городов за счет одноэтажных пригородных зон. Обычно в таких поселениях отсутствует нужная для комфортной жизни инфраструктура. Все свои потребности их жители по-прежнему удовлетворяют в городе, по вечерам «спасаясь» от него в своих домах. Ну а заканчивается все тем, что город рано или поздно сам приходит в такие районы, становясь от этого все больше и больше. 

Британский городок Паундберри, появившийся в 90-х как эксперимент в духе нового урбанизма, стал весьма популярным и до сих пор продолжает расти

Несмотря на отрицание четкого зонирования внутри самих поселений, к их границам новый урбанизм подходит более консервативно. Город — это город, пригород — это пригород и смешиваться им не стоит, ведь так для всех будет только хуже. 

Такой подход предусматривает существование нескольких несмешиваемых ареалов, последовательно сменяющих друг друга: это природная зона, село, пригород, основная городская зона, центр города, зона городского ядра, обособленные районы.  

Под обособленными районами новый урбанизм понимает территории, на которые выносятся предприятия и социальные институты, плохо смешивающиеся с жилой застройкой (промышленные, властные, пенитенциарные учреждения и т.п.).  

Новый урбанизм в России 

В нашей стране идеи нового урбанизма дали всходы гораздо позже, чем в Америке и Европе, и пока счет проектам, в которых используются хотя бы некоторые элементы этой концепции, идет даже не на десятки. В российских реалиях это, разумеется, новые ЖК в крупных городах или их спутниках. Несколькими примерами может похвастаться Подмосковье.  

Так, свою приверженность его принципам декларировали строители элитного ЖК «Загородный квартал» в Химках — компания RDI, работающие в тандеме с дубайской фирмой Limitless. На территории комплекса есть обширные пешеходные зоны, 15 километров велодорожек, 8 парков, множество детских, спортивных площадок и территорий для отдыха, а также свой участок набережной Москвы-реки.  

Как город в городе свой ЖК Nova Park в микрорайоне Широкая Речка позиционирует и екатеринбургский застройщик «Атомстройкомплекс». Согласно концепции застройки, люди, не покидая его территории, имеют множество вариантов времяпрепровождения. Кроме жилья здесь предусмотрены школа, детский сад, магазины, кафе, торгово-развлекательный центр, общественные спортивные зоны, пешеходная аллея и скверы. 

Вот как подход к проектированию ЖК на официальном сайте компании описывает ее креативный директор Никита Харисов: «Сегодня, выходя на новый участок под застройку, мы обязательно проводим глубокий градостроительный анализ, изучаем сложившиеся в районе пешеходные связи, достаточность существующей инфраструктуры, локальные привычки и потребности, чтобы наиболее органично встроить новые дома и с их помощью повысить качество существующей среды». 

Известно, что к анализу поведения местных жителей компания также привлекала испанского архитектора Хесуса Лопеза Баезу, который специализируется на мета-морфологии — исследовании привычек населения через социальные сети. При всем этом, для классического нового урбанизма дома в Nova Park высоковаты — минимум 8 этажей. 

Без иностранного участия не обошлось и создание элитного новосибирского эко-квартала Flora & Fauna, также позиционируемого в духе нового урбанизма. Разработчиком проекта выступила немецкая фирма Koschany+Zimmer Architekten, сотрудники которой во время работы вдохновлялись элитным берлинским кварталом Штралау — полуостровом с огромным количеством зелени. 

В итоге 6  из 9 гектаров территории ЖК займут прогулочные и парковые зоны, где предпочтение отдается пешеходам и велосипедистам, а не автомобилям. В продолжение концепции нового урбанизма, Flora & Fauna строится по канонам органичной архитектуры: высота домов здесь составляет 6-8 этажей, и они оказываются одной высоты с деревьями. 

Среди объектов благоустройства уже есть и еще запланированы места для выгула собак, детские и спортивные площадки, включая теннисный корт. Изюминкой всего комплекса станет прибрежная зона, строительство которой еще ведется. Набережная будет включать в себя места для барбекю, благоустроенный пляж, променад со смотровой площадкой и причал для маломерных судов. 

Подписывайтесь на наш канал в Telegram

#вторичка#город#реновация#новостройка
вторичкагородреновацияновостройка
Сейчас обсуждают
Аноним
28 марта 2024
редакцияeditorial@cian.ru